top of page

Комплекс предприятий бытового обслуживания на Алтуфьевском шоссе

Алтуфьевское шоссе, Москва

1976–1983

соавтор: Александр Цивьян


 

В этом проекте найдено по-настоящему архитектурное решение задачи, имеющей важное типологическое значение: задачи устройства пояса сервисных функций вдоль нижнего яруса серийно-типовой микрорайонной застройки. «Строчка» сблокированных предприятий бытового обслуживания примыкает со стороны шоссе к 12-этажному жилому дому серии П-30, продолжаясь от спроектированного сегмента дальше на юг.     В «стартовый» сегмент входят сберкасса (советский аналог отделения банка), телефонно-переговорный пункт и молочная кухня, за которой следуют помещения аптеки. В качестве конструктивных деталей использованы только элементы из каталога стандартных железобетонных изделий, производившихся и доступных на тот момент для строительства

в Москве.

Объединяющим «стержнем» композиции служит массивный горизонтальный фриз-козырек из облицованных керамикой бетонных панелей, установленный на ряд несущих колонн с помощью консольно вынесенных балок. Входы во все помещения располагаются на общей протяженной горизонтальной платформе (своеобразном аналоге древнерусского «гульбища»), на которую с уровня улицы ведут небольшие лестницы. Напротив входа в сберкассу под козырек попадает значительный участок уличного пространства, а в районе входов в молочную кухню и аптеку в платформе-гульбище сделан глубокий уступ, который образует небольшой внутренний двор, напоминающий традиционный римский атриум со световым проемом в перекрытии.

БШ неоднократно отмечал перекличку этого и более поздних своих проектов с выдвинутой японским метаболистом Кисё Курокавой в начале 70-х годов идеей необходимости обогащения среды современных городов полузакрытыми общественными пространствами, восстанавливающими утраченное переходное звено между замкнутыми интерьерами и полностью открытым уличным пространством, предназначенным для перемещения. Наиболее известным историческим примером такого (т.н. «серого») пространства являются античные портики и перистили, а в творчестве самого Курокавы – гигантский портик Центрального банка Фукуоки.

В дальнейшей работе БШ эта тема присутствует постоянно, а особенно характерным для него становится прием перебивки горизонтальной линейной протяженности масштабным порталом в перпендикулярном направлении – или создающим сценографическую драматургию «пространственным шарниром». Этот прием использован в построенном чуть позже здании магазина «Молоко», в интерьере аптеки в Напольном проезде, в здании кинотеатра «Саяны» и – спустя двадцать лет – в офисном здании «Базового элемента» на ул. Рочдельская.

Как ни странно, «нефункциональные» с коммерческой точки зрения пространства крытой галереи-гульбища и двора-атриума до сих пор сохранились в исходном виде, и только переплеты витражей при реконструкции были заменены на стандартный пластиковый профиль для стеклопакетов.

bottom of page