top of page

Комплекс жилых зданий с предприятиями торговли и бытового обслуживания в г. Набережные Челны

1990, проект, РД

соавторы: Ольга Каверина, Алла Феоктистова, Михаил Дмитриев

 

Архитектуру ЖК в Набережных Челнах следует рассматривать в свете более масштабной задачи, которая остается нерешенной до сих пор – задачи придания этому возникшему в 1970-е годы промышленно-панельному моногороду собственного уникального и узнаваемого лица. Треугольный участок, расположенный на пересечении Казанского проспекта и шоссе, связывающего Набережные Челны с Сарманово и Альметьевском, в градостроительной плане представляет собой южные ворота города: этим определяется значимость комплекса для формирования образа города в целом.

Предложенное ПТАМ Шабунина решение был опубликованно в одном из первых пост-перестоечных номеров журнала «Архитектура СССР» (№1, 1991). Проект следует позднесоветской схеме микрорайонной застройки в форме замкнутого мегаквартала, однако дополняет и трансформирует ее подчеркнутым вниманием к силуэту, пластике и образно-метафорическому посланию архитектурных объемов. При восприятии снаружи и со значительной дистанции ведущей образной темой становятся «слои» – комплекс выглядит как результат последовательно нарастающих следов исторического развития, и таким образом создает ощущение диахронической глубины, которой так не хватает модернистскому поселению, возникшему, по историческим меркам, одномоментно. Внешняя невысокая ширма, защищающая жилое пространство от транзитной среды крупных магистралей – это блокированные предприятия соцкультбыта, объединенные на нижнем уровне крытой пешеходной улицей – «серым пространством», восходящим типологически к портикам-перистилям. Для придания «слоистости» жилым корпусам в одних местах вперед выдвигаются скульптурно трактованные блоки лоджий, а в других – стены протяженных внутренних коридоров, которые (за счет пониженных требований к инсоляции) позволяют превратить целые большие участки внешнего фасада в монолитные, почти непроницаемые поверхности, лишь слегка «тронутые» шахматной сеткой крошечных квадратных проемов. В «интерьере» мегаквартала возникает совершенно другая тема-метафора: три протяженных дворовых фасада жилых секций становятся своеобразным «нейтральным контейнером» – сценическим обрамлением для изысканного «архитектурного натюрморта» (ср. знаменитый проект О. и Н. Кавериных «Яблоко» для «бумажного» конкурса 1985 г. «Второе жилище горожанина»). Сам натюрморт состоит из двух предметов: во-первых, неожиданно камерного, 6-ти этажного и круглого в плане индивидуального жилого дома, увенчанного кровлей в форме крестового свода; во-вторых – зубчатого в плане дворового флигеля, этажность которого каскадно понижается к центру двора. Соединение ступенчатости в плане и по высоте – активнее использованное во втором, значительно переработанном варианте проекта – напоминает фокусировочный мех старинного фотоаппарата и, соответственно, заставляет вспомнить об интерпретации атриума как «камеры с объективом» в предыдущем проекте мастерской – здании Молодежного центра ВНИИСТа.

Из-за экономических и политических трудностей, переживавшихся городом в 1990-е годы, детально разработанный проект не был реализован. В результате важный в градостроительном отношении участок был застроен стандартными секционными домами, а решением мучительной для архитекторов «проблемы угла» стал вставленный в угловой стык между торцами типовых секций серийный одноэтажный супермаркет «Магнит».

 

С. Ситар

bottom of page