Б. Шабунин
НЕОБХОДИМОСТЬ МЕТАФОРЫ
Материалы семинара для студентов архитекторов
магистратуры первого года обучения.
«О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют»
Б.Пастернак
«Но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе».
Б.Окуджава
Как обречённая родословной гончая
Никогда не вымолвит – мира вам хочется очень…
Задача – если не рассказать о смысле жизни, то объяснить смысл жизни архитектора профессионала в трёх аспектах: возможности профессионального языка, общечеловеческого нравственного пути исовместимости личной жизни и профессиональной деятельности.
«О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют» … Начало было так далёко, так робок первый интерес». Как слепые ощупывают слона… Как трудно было начать…Представление, о той области деятельности, которой вы посвящаете жизнь, заключалось в… А принцип достижения сводился к триединству пользы, надёжности и красоты. Куда, в какую сторону развивается пустота, которую должна занять эта, непонятно как, и из чего устроенная бесформенная масса. Заполнить пространство в пустоте, как отливка форму, без зазора.
Желание разобраться в побудительных мотивах, природе, происхождении, генетически - этническом происхождении этого, уже почти независимого от вас, процесса.
Постоянный, тревожащий диссонанс, мешающий полному удовлетворению – это, в первую очередь, отсутствие реакции от того, кому это предназначено. Нет конструктивной критики, в лучшем случае, только там, где сооружение связано с политикой. Не надо похвалы, ругайте на здоровье, но в ответ глухая тишина. Критика робко пробует знакомые гарниры и не решается отведать основного блюда.
Противоречие между европейским восприятием ……..
Между профессиональным, пространственным образованием и плоскостным восприятием; непреодолимая потребность поиска в своей этнической конституции корней пространственного сознания. Это корни и восприятия и создания одновременно. Осознание этих корней - обретение необходимого единства, восстановление связи между формой и содержанием, окружающей средой и сознанием, между производителем и потребителем, между архитектором и живущим человеком.
1. Архитектурное образование - единственный вид образования в РФ, обучающий пространственному мышлению, 3d мышлению. Рождённая европейской культурой, импортированная архитектурная школа, сложившаяся в замкнутом пространстве независимого от феодала средневекового города, как средство борьбы за миллиметр площади и высоты, опираясь на тектонику и геометрию, являясь результатом и порождая прагматизм и рационализм, дала примеры заразительного совершенства и посадила на иглу геометрии. По Платону "Бог всегда является геометром".
как обустройство конечного пространства, как расшифровка или разработка объёма. «языческого» идола – антропологизация Бога, как преодоление византийского двухмерного символа - знака «icon».
В Европе - 3d – путь беспредельного познания, смелый, отчаянный, своевольный, запреты вседозволенность, но разрушающий, в итоге все формы и идеалы (смерть Бога). «Души готической рассудочная пропасть».
В России - 2d - выражение себя через плоскость, запрет на воспроизведение реальности, оставляет место только для метафоры, останавливает антропологизацию Бога (Космоса, Познания) и стимулирует метафорическое мышление, способ более метафоричен, чем гиперреализм и фотография. 2d – фильтр, у которого на выходе метафора, разновидность будущего, т.е. представление о том, что может быть (множество, одно из которого может реализоваться), а не то, что есть (позитивизм Герберта Спенсера).
В отличие от тесного европейского средневекового города, в России способ решения проблемы социального существования определялся выбором между борьбой и уходом, и на безграничных жизненных пространствах, решался в пользу последнего. Развитие урбанистических структур наследует горизонтальное развитие русской деревни. Возникающие проблемы решались строительством на новом месте.
Архитектура Европы – От и До.
Архитектура России – От и до Бесконечности.
И это мы - профессионалы, а наши, если бы, читатели, слушатели и зрители, а на самом деле – пациенты, пребывают в неведение того, какие сюжетные баталии разворачиваются во дворах, улицах и площадях их родного города. Параллельно процессу архитектурного образования населения существует неистребимая потребность обнаружить в своей этнической конституции корни профессионального пространственного сознания. Это корни и восприятия, и создания вместе. Это необходимое единство, которое создаст естественную связь между производителем и потребителем, между архитектором и живущим человеком.
2. По А. Габричевскому «…полная бездарность русских в области пластики…», «мы склонны воспринимать архитектуру как нечто плоскостное, так как слишком привыкли разглядывать фотографии, ортогонали, и забываем о том, что архитектура – искусство объёмное».
Наверное, чтобы понимать архитектуру, нужно в ней жить, и жить поколениями, и передавать пространственные, эстетические и функциональные требования по наследству, также, как и архитекторам, чтобы отвечать на эти требования было необходимо наследовать профессиональное знание. Конечно, студенты 40-х годов были лишены возможности жить в архитектуре. Можно добавить к этому, что всё население Советской страны за 70 лет Советской власти, лишённое частной собственности на архитектурную недвижимость у себя дома и, не имевшее, в массе, возможности почувствовать разнообразие архитектурного пространства за рубежом, буквально примерив его на себя, не получило представление не только об искусстве архитектуры, но и вообще об архитектуре, а если и получило, то только по фотографиям.
Во время службы в армии в 68-ом году, в Казахстане меня для простоты называли библиотекарем. Искренне почитаемые мною, Татьяна Толстая и Дуня Смирнова, злословя с А.Кузьминым, тогдашним главным архитектором Москвы, комментировали понравившийся им жилой комплекс между Краснопролетарской и Долгоруковской, как открытку с курортно-черноморским видом. Риелторы в рекламе иногда напишут: «жилой дом авторской архитектуры» или «комплекс выполнен по проекту лучших архитекторов». В советские времена всё в стране создавали доблестные строители. Сейчас все уникальные сооружения комплекса зимней олимпиады выполнены руководителем первого канала. (будущее Пелевина, (S.N.U.F.F.)(упаси Бог) Имена архитекторов остались неизвестны. Невидимая стена анонимности скрывает, как принадлежащие архитектору права, так и неотделимую от них ответственность за последствия его деятельности.
У Мандельштама – пример исчерпывающей, русской архитектурной рецензии, ускользающий след существовавшей когда-то связи:
«Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес»,
Хоть и про Notre-Dame de Paris.
Мишель Рагон характеризовал сталинскую архитектуру, как воплощение желания народа жить в спальнях свергнутых ими монархов. Советское руководство, развенчав сталинские излишества, наследовало со сталинским режимом элитарную часть архитектуры, включив её как составную часть в паёк кремлевской столовой.
Пришедшие на смену новые русские инвесторы, видимо, усвоив правило основ экономики, что разорить любое государство, а не только инвестора, способны женщины и архитектор, не сомневаясь, накрепко закрутили кран №2. А на неизбежный вопрос, как это должно выглядеть (исключительно прерогатива архитектора), ответили теремками и дворцами из детских книжек обязательного начального образования в светло-желтом кирпиче престижных брежневских домов (архитектура лужковского периода).
Существующая сейчас вербальная сеть социальной архитектуры, с оттенком снобизма (заимствования) – пуста; она не заполняется материальной сутью реального строительства, воплощения. Страдают все! Дамы приглашают кавалеров… иллюзорный, виртуальный мир удовлетворяет творца жанра бумажной архитектуры, это красиво, но не социально. Т.е. общество не получает оболочки, укрытия, кожи; места обитания и защиты коллективного духа, общей души, этнической идентификации.
Люди, живущие на земле инвесторов, досадная помеха.
Неотъемлемая функция архитектора – анализ, постановка задачи, решение - подменено регламентирующим документом, земельным кадастром, рождённым в недрах классификации земельных участков генплана города Москвы, так и не прошедшим народное обсуждение.
Среда и люди, живущие там, не являются заказчиком, не определяют, не формулируют свои потребности. Пространство их обитания будет для них чужим, не будет их домом.
Строительство ни в коем случае не является средством созданием благоприятной среды обитания. Строительство – доходный бизнес, и как в любом бизнесе – чем дешевле, тем лучше. Создатели этого всего - все участники процесса: власть, инвестор, заказчик, строитель, проектировщики и, среди них, (он согласен быть участником), архитектор, лишены основного смысла своей деятельности.
Бумажная архитектура так и не обрела (а был солдат бумажный…) за двадцать пять лет общественного сдвига, реальности, но распространилась через освобождённое образование и превратилась в архитектуру студенческого портфолио.
Не хочется думать, что безграничность и доступность электронных средств самовыражения и упрощенный интерфейс (технической части творчества) всего лишь удобный способ прельщения неразвитого пространственного воображения заказчика. Красивые картинки, как стеклянные бусы миссионеров. Какой простор для самообмана, обмана и профанации архитектуры.
Заразительная, виртуальная, пространственная мечта, генерируемая, благодаря графическим программам уже не только архитекторами, используется, выдаётся властью и частными инвесторами за реальные проекты благоустройства среды для получения заказа, или улучшения имиджа власти; навязывается ими обществу, и поддерживается ими, пока затраты не превышают сумм, сопоставимых с затратами на рекламу.
«Но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе».
Инвестор, девелопер, эксплуатируя одну изспособностей архитектора, умение проектировать, контролирует его, оставляя его творческой инициативе узкое диапазон деятельности - рациональности, технологичности, слаженной работы конструкций и внутренних пространств, сокращение коммуникаций внутреннего оборудования…Земля инвесторов
Владимир Кричевский в 98 году создал «декларацию графической свободы», в которой название является содержанием и которая, как только была создана, тут же стала ей надгробным памятником. Степень графической свободы в России обратно пропорциональна затратам на достижение результата. От граффити к архитектуре, и последней, сами понимаете, не повезло.
Беспредельность и непредсказуемость мира.
И это линия противоречия проходит по уму и сердцу.
В этом комплексе присущих каждой профессии страданий и наслаждений отсутствует ровно половина: оценка, ответ, потребитель.
Конечно, существует надежда, по крайней мере, я её лелею, что какой-нибудь представитель нарождающегося среднего класса собственников, через два - три поколения, родившись и возмужав в собственных стенах, воплощённой, наконец, мечты, рождённых в СССР родителей, построит что-то своё, именно то, что ему необходимо, воспользовавшись, конечно, услугами архитектора. Параллельно процессу архитектурному образования населения существует неистребимая потребность обнаружить в своей этнической конституции корни профессионального пространственного сознания. Это корни и восприятия и создания вместе. Это необходимое единство, которое создаст естественную связь между производителем и потребителем, между архитектором и живущим человеком.
Конечно, поскольку в РФ перфекционизм, как общественное проявление невозможен, любое концептуальное построение, независимо от нравственности вектора страдает от необязательности, производной от отсутствия ответа на основной вопрос о смысле жизни, всё совершенство компенсируется необязательностью выполнения. Но есть чиновники, понимающие архитектуру, есть инвесторы, испытывающие гордость от участия, есть строители, ощущающие сопричастность в строительстве «Храма». Но как редки эти счастливые случаи, когда важные и одержимые участники находят друг друга.
Архитектура – выразительное искусство; девяносто процентов того, что построено в Москве за последние двадцать лет - архитектура элитных муравейников - выражает жадность и глупость. Заставить такое большое количество, в основном честных и порядочных людей, участников процесса, который длится три – пять лет, на бессмысленную деятельность; произвести и потратить такое огромное количество, не без ущерба для экологии стройматериалов и энергии и обречь поколения обитателей на подсознательное, медленное, до конца их жизни, растлевающее воздействие – преступление инвесторов. На их совести выбор проектировщиков и отказ от мешающих архитекторов.
Потенциальные возможности архитектора удерживаются за невидимой чертой анонимности. Она выгодна всем, кроме автора-архитектора, готового и способного нести ответственность за воздействие своей архитектуры.
Деквалификация архитектора
В советское время архитекторы спасались, пытаясь удовлетворить свои родовые потребности живописью и графикой, а сейчас усадебным строительством, дизайном интерьера и вербальной архитектурой.
Как остаться архитектором и человеком? Как сохранить профессиональную преемственность для следующих времён?
Работая без реального персонифицированного Заказчика, вы должны сами формулировать заказ, по принципу: как нам бы здесь хотелось жить. При этом вам нужно перевоплотится в стариков, инвалидов и детей всех возрастов. И здесь можно и нужно, и другого пути нет, опираться на общечеловеческие нравственные ценности. Основное качество метафорического мышления – нравственность. Айрис Мэрдок «Суверенность Блага». Открытие мира через его исследование, через собственную рефлексию, это поступательное движение к совершенству. Желание донести ваше открытие миру, заставляет вас искать путь и способ. Наш профессиональный способ – проектирование пространства.
Метафорическое мышление, воспитанное культурной традицией и уникальная профессиональная способность реализации. Это греет. И дальше три активных свойства метафоры: 1. нравственность пути (Айрис Мердок), 2. профессиональное становление (высокий смысл профессии, служение), 3. Оптимальная реализация, передача нравственной информации. Геометрия.
Основная функция архитектора – создание государства, т.е. создание материальной оболочки государства. Государство – это всё, что находится на его территории: города, поселения, промышленные предприятия, транспортные коммуникации, разработки полезных ископаемых, короче – всё, что образует пространство и воздействует на среду. Создавая эту среду, архитектор должен учитывать все аспекты комфортного существования человека. Исследуя семантику профессии, Умберто Эко говорит: «Таким образом, архитектор, чтобы строить, постоянно обязан быть чем-то другим, чем он есть. Ему приходится быть социологом, политиком, психологом, антропологом, семиологом. И то, что он работает в команде, в компании семиологов, антропологов, социологов или политиков, не особенно меняет положение дел, хотя и помогает принять более адекватные решения. Вынужденный искать и находить формы, смысл которых в том, чтобы в свою очередь придавать форму системам, на которые его власть не распространяется, вынужденный выстраивать такой язык, как язык архитектуры, который всегда будет говорить что-то, непредусмотренное собственным кодом; (чего не происходит со словесным языком, который на эстетическом уровне может проговаривать свои собственные формы, чего нет в живописи, которая в случае абстрактной живописи изображает свои собственные законы, и чего подавно нет в музыке, поглощенной постоянной реорганизацией синтаксических отношений внутри своей собственной системы), самим характером своего труда архитектор осужден быть последним и единственным гуманистом нашего времени, ибо, как раз для того, чтобы быть узким специалистом, профессионалом, а не мудрствовать вообще, он должен мыслить глобально».
Факторами скрытого воздействия объекта на человека занимаются специалисты. А сам человек воспринимает среду непосредственно, всем своим телом, в диапазоне, ограниченном физиологическими фобиями: агорафобией и клаустрофобией, и в неограниченном, культурном постмодернистском диапазоне ассоциативных, содержательных признаков. Воздействие во времени, медленное, но постоянное. По характеру и времени воздействия архитектура отличается от живописи, музыки или кинематографа, как китайская пытка водой отличается от гильотины, эффект один, но вы выберете второе.
Беспокоящий, неотвязчивый, непереносимый диссонанс - ощущение навязывания, впаривания продукта, который не понятен и не нужен, который не воспринимается отечественным иррациональным сознанием, незнакомым с логикой геометрии. Какие свойства, какие грани или стороны отечественного этнокультурного сознания могут воспринимать форму? Расшифровывать форму? Могут генерировать форму? Что естественно, присуще и неотъемлемо для сознания?
Поиск понимания, признания заставляет обращаться к устойчивым парам «создания – восприятия», присущим и неотъемлемым для глубоко скрытого гено-геополитического происхождения. Эхо оглушительной реформы Великого Петра. Такой устойчивой, разработанной тканью, связывающей социум по вертикали и горизонтали, является русская поэзия. Её богатый и печальный опыт двух прошлых веков довёл до совершенства метафорический язык, способный адекватно передавать сложнейшую духовную информацию.
Познание себя и мира шло, послания шли через метафору, и как через самую доступную, через поэтическую метафору. В России поэтическая метафора по Надежде Мандельштам, основной язык передачи истинной информации.
В сознании архитектора, усвоившего Платоновскую логику построения формы, как единственно возможный способ реализации, постепенно геометрическая основа концепта стала насыщаться, обрастать содержательным, как в гальванической ванне, под напряжением работы, найденный ими смысл через геометрическое совершенство передаётся, переводится, создаётся сознательнее и прочитывается со стороны, становится понятнее, сначала, как метафора. Геометрия как способ реализации метафоры. Метафорическая нагрузка геометрической графики.
Душа питается из двух источников. Поэзию можно читать через форму, ритм, пульсацию пространств. ………
Мандельштамовское описание универсального созидательного процесса, а ещё и о пространстве:
Люблю появление ткани,
Когда после двух или трех,
А то – четырех задыханий
Придет выпрямительный вздох.
И дугами парусных гонок
Зеленые формы чертя,
Играет пространство спросонок —
Не знавшее люльки дитя.
Образ по определению метафоричен. Отечественная, этнокультурная демонстрационная плоскость, дисплей – та граница зазеркалья, где, как условились тысячелетие назад, начинается мечта или вымысел. Плоскость доступна и привычна. Но архитектура – это объём, это – пространство, доступность к которому обеспечивает по-прежнему импортное образование.
И если согласится с тем, что первородность архитектуры не принадлежит России. Архитектура - код культурной информации в Италии. то русский язык и поэзия поддерживали всегда ……….. через метафору общение и передача информации. Метафорическая основа архитектуры – путь к пониманию.
Метафора, как общедоступный мыслительный, этнокультурный код может соединить творчество и восприятие, архитектора и жителя.
Так в метафоре сходятся воедино: сознательный путь и профессиональный способ сотворения чего-то из ничего, нравственный путь к спасению и сохранению себя как человека и архитектора в вакууме не востребованности, к совершенству и обретению истины и возможность, и средство передачи информации о собственном пути людям, в расчёте на их подсознательное восприятие и с надеждой на оценку следующих поколений.
Актуальность ярка, но близорука (эхо Москвы)
Метафора одушевляет историю архитектуры, передавая информацию о живом к живому человеку. Наверное, первым архитектором с ярко выраженным метафорическим мышлением был Клод-Никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux; 21 марта 1736 — 19 ноября 1806, Париж) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма, а в России – Николай Александрович Львов (4 [15] мая 1753 - 22 декабря 1803 [3 января 1804], — один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения... Нельзя отказать в цельности и содержательности Провиантским складам Стасова. Российский конструктивизм, с его оголённостью формы и табу на декор, вынуждено метафоричен. Арт-деко на грани с конструктивизмом, замечательный, достроенный Д.Д.Булгаковым жилой дом № 14 Наркомтяжпрома на Большой Сухаревской площади, 1935 г. Дом был построен в 1930-м году архитектором Ремеле в стиле конструктивизма, и уже в 35-м Булгакову было поручено переделать декор фасадов. И, конечно, Булгаков – первый постмодернист, который легко и свободно высказался словами и фразами всемирной архитектуры. Аэрофлот Плоткина, рынок Григоряна, высказывания Бавыкина – метафоры, несущие информацию, архитектура, которая не исключает экономику. Широкая, богатая, симфоническая метафора отсутствует, она не окупается мгновенно.
Всё существующее, видимое и осязаемое, в той или иной степени имеет признаки и характерные черты, имеет свой образ. Любой образ содержателен и потому метафоричен, то есть доступен к описанию, определению, переносит информацию, говорит. По интерьеру комнаты вы можете понять, кто там проживает: бомж, учёный или многодетная семья. Просторы страны, то же жилище. И как это должно выглядеть решают обитатели, а осуществляет, формализует это архитектор. Но его власть на политиков не распространяется.
Метафора, вышла из лингвистического понятия ТРОПА, став достоянием междисциплинарных исследований. Согласно когнитивной теории, изучающей способы хранения и обработки информации в сознании человека, метафора - один из основных способов познания мира, когда мы думаем об одной сфере в терминах другой, осуществляя, таким образом, классификацию реальности (по М. Джонсону и Дж. Лакоффу). А если реальная среда несёт информацию, то может рассказать обо всём на свете, в неограниченном диапазоне переживаемых человеком чувств. Это означает, что искусство архитектуры, метафорическое мышление переживает те же, общекультурные фазы изменения, связанные с эволюцией сознания.
Жить в окружении тоски, уныния и жалости к себе
Когда администрация захочет узнать, где и как, на самом деле, в какой среде хотят обитать те, кто там уже обитает; и пригласит архитекторов для формирования этой среды, вы должны быть готовы проанализировать, опираясь на пожелания обитателей, ситуацию, поставить проблему и предложить пути её решения.
Возможности архитектора простираются от целого мира до детали.
И если остальные ипостаси, аспекты закрыты, последней остаётся грядка самого объёма. Она или начало порядка в молчаливом контексте, или возможность пообщаться с контекстом и оставить после себя в этой компании хорошее впечатление.
В конце концов, по истечении времени, все исходные данные - социальные условия, экология, демография, политика, на которые вы могли бы найти блестящий ответ наверняка изменятся. Перефразируя академика А. Туполева, «никто не будет помнить, что сделано быстро, будут видеть, что плохо», - никто не вспомнит о предпосылках вашего гениального ответа, все будут стараться разгадать созданную вами метафору и смысл, который вложил в неё автор архитектор.
П
(Македонский инженер, начальник строительства, Спиро Стояноски говорил: ты мучаешься, а люди увидят только подвесные потолки и отделку. И они будут судить о твоей архитектуре только по материалам отделки и качеству работ.)
Создавая образ и апеллируя к воображению, метафора порождает смысл, воспринимаемый разумом.
Поэтическая (образная) мысль ограничена начальной стадией познания. Между тем в искусстве создание образа, в том числе и метафорического, венчает творческий процесс. Художественная мысль не отталкивается от образа, а устремляется к нему. Метафора — это и орудие, и плод поэтической мысли. Она соответствует художественному тексту своей сутью и статью.
Арутюнова Н.Д.
Диктуемые жизнью потребности жильцы удовлетворяют сами, без помощи архитектора, используя квартиры, как офисы и мастерские и офисы, как апартаменты. Нарушаются естественные и общие для всего для всего мира правила безопасности, как местные, так и инфраструктурные.
Текст 2
1. Речь идет о том, что отдельные элементы в сфере непрерывных сущностей, которые в тот момент, когда производилось выведение символической репрезентации, казались неважными, могут оказаться вполне полезными в комбинации с непрерывными сущностями, лежащими в основе других концептов. С этой точки зрения метафора – это когнитивный механизм, посредством которого непрерывные, аналоговые (и сенсорно-обоснованные) восприятия, которые уже прошли процесс категоризации (символо-образования), подвергаются переоценке в новых концептуальных контекстах. Такая рекомбинация часто приводит к созданию новых концептов, новых комбинаций, становящихся чем-то большим, чем простая сумма символических частей, поскольку эти концепты проистекают из непрерывных сущностей, не представленных полностью на символическом уровне.
Наиболее интересную точку зрения на метафору, учитывающую дуальность, двойственность представления метафоры в сознании, предложил Стивен Харнад (1982). Харнад – философ и психолог, пожалуй, более всего он известен своим пересмотром так называемого “аргумента китайской комнаты”, выдвинутого Серлем, кроме того он известен тем, что ввел в литературу по вычислительным методам термин “корни символа (symbol grounding)”.
2. Наряду с такими свидетельствами, как только что приведенные, полезно сопоставить некоторые из определений метафоры, предложенных Э. Джорданом:
«Метафора, таким образом, представляет собою ... словесную формулировку реальности, которая заключена в многообразии, воспринимаемом как сложная совокупность свойств».
«[Метафора есть] утверждение индивидуальности; утверждение, посредством которого комплекс реальных качеств становится индивидом или утверждает себя как реальность».
«[Метафора есть] вербальная структура, которая в силу своей формы утверждает реальность объекта. Форма здесь, как и везде, представляет собою систему взаимосвязанных признаков, которая превращает совокупность своих элементов в гармоническое целое. Это целое и есть объект, существование которого утверждает метафоры».
Следует заняться поисками более адекватного и эффективного способа понимания того, что представляет собою метафора, и, конечно, мы не обнаружим ничего столь же простого и практичного, как грамматическое разграничение. Ключ к решению задачи подсказывается уже упомянутым понятием метаморфозы. Что действительно важно в метафоре, так это духовная глубина, на которую объекты внешнего мира, реального или вымышленного, перемещаются при помощи холодного жара воображения. Процесс перемещения, который в этом случае имеет место, может быть описан как семантическое движение; представление о таком движении скрыто в самом слове «метафора», поскольку движение (phora), включенное в значение этого слова, есть именно семантическое движение — тот происходящий в воображении двойной акт распространения и соединения, который обозначает существо метафорического процесса.
ФИЛИПП УИЛРАЙТ МЕТАФОРА И РЕАЛЬНОСТЬ ДВА ВИДА МЕТАФОРЫ
3. ПРИНЦИПЫ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Серль
4. Адекватная теория метафоры включает в себя не только семантическую, синтаксическую и когнитивную теории, объясняющие, каким образом необычное сочетание слов приводит к созданию новых понятий, но и контекстуальные теории относительно внешнего мира, содержащие сведения о словесных ассоциациях, а также о взаимодействии между людьми и их окружением, создающем знание. Когнитивный процесс, который приводит к созданию метафоры, включен в более широкий процесс познания, имеющий отношение к индивиду в контексте эволюционного процесса, речь идет об эволюции как мозга, обеспечивающего аппаратное обеспечение для познания, так и культуры, предоставляющей контекст, в котором через взаимодействие с лингвистическим окружением возникают метафоры. Но биологическая эволюция и культурная подчинены разным механизмам. Ум, создающий метафоры, может быть прекрасным посредником между своими собственными нервными процессами и процессами культуры.
Описывая процесс познания, включающий взаимодействие между индивидом и его окружением, я надеюсь предложить такую теорию метафоры, которая объясняет буквальный способ выражения, допускает личное творчество и в то же время признает, что значение метафор существенно зависит от контекста. Круговой характер взаимных отсылок от метафоры к познанию и обратно может быть преодолен лишь путем апелляции к объективности внешнего мира.
Метафоры служат катализаторами языковых изменений; метафоры предшествующего поколения становятся банальными выражениями для следующего поколения. Метафора существует как вполне обычный творческий процесс человеческого познания, который объединяет понятия, в норме не связанные, для более глубокого проникновения в суть дела.
Э. МакКормак. Когнитивная теория метафоры. Перевод с английского А. Д. Шмелева … 358
Аэрофлот
И как пример метафоры – здание Аэрофлота архитектора Владимира Ионыча Плоткина на Международном шоссе.
Эта архитектура воспринимается на скорости, как одно из движущихся транспортных средств, линейно и последовательно как строка, разворачиваясь, как основная фабула в однородном окружении лирического, подмосковного пейзажа. Она не принадлежит окружению, она выстроена вдоль дороги, она принадлежит дороге, движению. Здание также, как и дорога движется в двух противоположных направлениях, но раскрывает своё внутреннее содержание, свой интерьер только справа, только при движение от Шереметьевских терминалов, только при возвращение домой.
Здание принадлежит дороге, здание – транспортное средство. И если его рассматривать как корабль или лодку, то он должен плыть, но плыть - это скорее для министерства морского или речного флота, а здесь летит. И летит, хоть как макет на подставках, но летит.
Но для АЭРОФЛОТА нужна сложно составленная аналогия основной деятельности, где напрашивающаяся аналогия летательному аппарату или двум крыльям с логотипа аэрофлота усилена гораздо более мощным, солидным, облагороженный историческим классицизмом, представительным символом, древним, как Рим – ростром, символом победы. Ростров – два. Обязательная, суеверная пара, туда и обратно, вылет – прилёт, взлёт и посадка. И, одновременно, и уже непосредственно принадлежащие воздухоплаванию - традиционно наклонённые стеклянные поверхности – окна диспетчерских служб. За этими поверхностями, кстати, расположена зона руководства.
Просто поставленный на землю корабль, даже если это ростр - это не символ, это литература и натурализм. Здесь же он вознесён на отделённых от здания чёрных фундаментальных опорах. В этом случае он макет, модель, богатая игрушка на столе генерального директора. Он символ солидности, устойчивости, надёжности.
Как и чем, каким архитектурным приёмом автор достиг этой лаконичной и впечатляющей метафоричности?
Угол наклона форштевня – выверен между позициями летать и взлетать. Наклон – доминанта. Небольшая, кривая - переход от горизонтального киля к форштевню – основная деталь. Потому что – кривая и потому что это – единственный криволинейный элемент в ортогональном здание. Напряженный процесс перехода от горизонтального движения вверх – взлёт. Благодаря этому косный и неподвижный ортогональный функционализм (аппарат тяжелее воздуха) взлетает вверх. Сложные коды соединены одной сильной и простой деталью.
И, как дополнительный бонус, административное функциональное здание получает форму ворот в Синтоистский храм - комплиментарный намёк на сакральное, неземное существование корпорации воздушного транспорта.
А теперь представьте себе на этом месте простую ортогональную коробку с декоративными деталями фасада, вполне пристойную, не вызывающую вопросов, но и не привлекающую особенного внимания.
Нельзя удержаться от констатации того факта, что заказчик и общество при одинаковых строительных технологиях и сроках, а главное, за те же деньги получает в 95% случаев склад материалов в декоративной упаковке и только в редких случаях активное содержательное культурное событие.
Конечно, метафора может вызывать разные чувства.
Трактовка и расшифровка метафоры - самостоятельное искусство.
Важна содержательность.